Путем героев романа «Преступление и наказание»
Сегодня, 9 февраля, в день памяти Федора Михайловича Достоевского, предлагаю нам с вами отправиться по следам героев романа «Преступление и наказание».
1. Сенная площадь
Сенная площадь, как одно из «действующих лиц» романа, манит Раскольникова на протяжении всего действа. Именно тут он слышит, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна», и к нему впервые закрадываются мысли об убийстве. Здесь, на Сенной площади, он и решит впервые покаяться. «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием».
2. Дом Раскольникова
»…молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…». С-й переулок — это Столярный переулок. Точный адрес дома, куда писатель поселяет своего героя — Столярный переулок, д. 5 (или ул. Гражданская, 19). Дом сейчас, как мы видим, четырехэтажный, и те, кто внимательно читал произведение, непременно зададутся вопросом: «где же пятый этаж»? В романе читаем: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Такая нестыковка объясняется просто: в 70х годах 19 века в доме произошла реновация — разрушили полуподвал — в итоге дом превратился в 4х-этажную версию себя.
Достоевский подробно описывает комнату Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Интересное наблюдение: Раскольников, живя на 5 м этаже — наблюдая крыши домов из окна, находится как бы надо всеми, он «отрезан» ото всех, и это ощущение не могло не отразиться на его идее о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
3. Дом старухи-процентщицы.
Достоевский всегда был щепетилен в описываемых деталях, поэтому нетрудно отыскать и следующий дом по маршруту Раскольникова. «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.». Сегодня этот адрес известен — набережная канала Грибоедова, 104, — «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался».
4. Дом Сони Мармеладовой.Набережная канала Грибоедова, 73
Если идти по каналу Грибоедова от дома Раскольникова, дом Сони будет слева — «дом на канаве». Достоевский упорно на протяжение всего романа называет Екатерининский канал (ныне Грибоедова) канавой.
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета».
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
5. Кокушкин мост
Самый короткий в Петербурге мост (длиной всего 19 метров) мы встречаем уже в самом начале романа:
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, и медленно, как бы в нерешимости, отправился в К-ну мосту» (Кокушкину мосту).
Именно через этот мост все герои романа возвращаются к себе домой. Здесь после убийства старухи Раскольников хотел было бросить награбленные драгоценности, да помешал народ: «Или плоты стояли у самых сходов и на них прачки мыли белье, или лодки были причалены, и везде люди так и кишат».
Именно Достоевский впервые смывает с Петербурга лоск дворцового города, выворачивая перед нами городскую изнанку — города «полусумасшедших», чужого и бездушного, неприкаянного. Но Достоевскому будто нравилось это ощущение дискомфорта и одиночества. Он считал, что в таком состоянии человек больше способен понять, глубже мыслить.